Методическая копилка

Авторизация

Нет дисциплины в классе: кто виноват и кто может помочь?!

Представьте, что сегодня вы учитель

У вас шесть уроков подряд. 6 разных классов по 30 человек. Плюс к этому несколько перемен, в которые вы должны находиться среди огромного количества детей в коридорах и следить за порядком как патрульный полицейский. В течение 45 минут 6 раз в день вы должны быть увлекающим оратором, знатоком «Что? Где? Когда?», юмористом «Камеди Клаб», тамадой (если по расписанию классный час), официантом (в столовой), психологом, уборщиком (в конце дня). По окончании уроков у вас наверняка накопилось стопок 5 тетрадей (60 штук), исписанных «каллиграфическими» почерками юных «врачей». Нужно их быстренько проверить к завтрашнему дню. Глотнув чашку чая, вы бежите на педсовет. Вернулись домой и самое время подготовить несколько уроков на завтра, а это как минимум 3-4 сценария короткометражных фильмов. А в них вы и режиссёр, и монтажёр (слайдшоу), и директор по кастингу (кто будет отвечать?), а может и костюмер.
А кроме этого вы в течение целого дня обязаны быть мудрым оптимистом без собственных проблем, который днём и ночью готов ответить на любой вопрос родителей. Также следует забыть, что у вас есть семья, свой дом, который требует внимания. Ведь с таким списком дел на день, вам просто ни на что не останется времени. Наскоро поужинав, ложитесь спать. А на следующий день в 8 часов утра всё начнётся по кругу.

Каковы ваши впечатления от пребывания в «сказке» об учителе?

Наверняка не понравилось. Ещё приплюсуем ко всему вышесказанному отсутствие выходных. Потому что в субботу-воскресенье педагог готовится к понедельнику и началу новой недели.
Работа учителя тяжела тем, что они обязаны быть мудрыми, харизматичными, творческими, требовательными и вызывать уважение с первых же секунд. 
Это длинное вступление было для того, чтобы родитель, хоть на пару минут чтения этой статьи, почувствовал на себе все тягости человека, который на добрую половину дня заменяет ребёнку вас.
Вы ведь не скажете, что работа в школе – «валять дурака»? Если бы учитель справлялся со всем вышеперечисленным на 5 с плюсом, то у нас бы была непобедимая страна. Кто-то из новоиспечённых педагогов не справляется и сразу покидает школу, другие пытаются соответствовать идеалу, но все их старания «убиваются» детским безразличием.

Главный бич талантливых, но не имеющих способности заставить всех «ходить по струнке» — отсутствие дисциплины.

Учитель виноват, что нет дисциплины?  Кто может помочь?

Воспитание человека складывается из следующих составляющих:

  • больше 60% воспитания в ребёнка закладывают родители;
  • 20% — окружение, друзья;
  • и ещё 20% — только уже школа. 

Как родитель может повлиять на дисциплину в классе?

Начать со своего ребёнка, тем более, если он «нарушитель дисциплины». Я читала один из форумов, где одна мама, на мой взгляд, гениально прокомментировала эту проблему.

Проблема, конечно, интересная. Каждому родителю свой ребёнок самый умный, послушный, воспитанный. Это верно, как же иначе. У нас тоже были проблемы, пока я: не объяснилась с учителем, не походила на уроки, не понаблюдала за ним на перемене (когда он меня видел, и когда не знал о моём присутствии), несколько раз посетила внеклассные мероприятия, сходила на экскурсии (это длилось почти целый учебный год), и после этого я совершенно успокоилась, потому что я своего ребёнка узнала чуть-чуть получше. Теперь я точно знаю, что мой ребёнок и его одноклассники, соседи бывают такие разные…!!!
А вы хоть раз спросили:

  • А почему Мария Ивановна кричит? Придирается к моему сыночку? Пишет замечания?»
  • А приучен ли ваш ребёнок с уважением относиться к старшим?
  • А умеет ли он собираться в школу и при этом ничего не забыть, не опоздать, быть аккуратным и в соответствующей форме?
  • А понимает ли он с первого раза словесную инструкцию, просьбу учителя?
    Можно продолжать долго, ну а если вы дадите искренние ответы самому себе, то и вопросы исчезнут.
  • Переодевается ваш ребёнок, придя со школы сразу?
  • Моет ли без напоминания руки, за собой столовые приборы, говорит ли без напоминания слова благодарности?
    А как может учитель в течение дня, недели, года усадить вашего или другого ребёнка (их 25 — 30), заставить слушать, участвовать, думать, делать то, чего на данный момент ему не очень хочется. А ведь в конце дня, четверти, года вы спросите о навыках, умениях, знаниях и каждому из нас приятно, когда дочь хвалят и у неё хорошие отметки, её любит учитель, дети, библиотекарь вручил грамоту. Да, это приятно, я это испытала, но после очень трудной, кропотливой работы с сыном. Терпения, Господа! Спросите прежде всего с себя, всё ли вы правильно ли делаете? Дети – это трудно и интересно, а работа над самим собой — самая наитруднейшая. Успехов!

Начните с малого, с вашего ребенка, подумайте, в учителе ли эта проблема?

Как поддерживать дисциплину в классе

Конечно каждому учителю хотелось бы зайти в класс, а там — доска готова, класс стоит смирно, все на месте, все ждут учителя, с готовностью поглощать вечное, доброе, светлое.

Если дисциплина в классе на высоте, то и учеба дает хорошие результаты.

Больной вопрос — дисциплина в классе.
Дисциплина не сводится к тому, чтобы заставить детей делать то, что вы от них хотите. Это то, что делают диктаторы, а вы не диктатор - вы педагог. Дисциплина не является контролем извне; это порядок изнутри. Как правильно сделать замечание, как удержать внимание детей? Многие приходят к этому, набив не одну шишку.
Предлагаю практические способы, которые помогут вам достичь дисциплины в классе. Превратите свои уроки в место, где школьники учатся и наслаждаются учебным процессом.

1. Произведите правильное первое впечатление. Одна из наиболее важных стратегий поддержания дисциплины в классе, которую необходимо помнить - произвести правильное впечатление на ваших учеников в самом начале, при первом знакомстве. Дети внимательно оценивают каждое движение, взгляд учителя в течение первых нескольких минут и понимают, как себя надо вести. Они очень чувствуют неуверенность учителя. Поэтому тверже голос, уверенней взгляд, больше решительности.
2. Приветствуйте школьников при входе в класс. 
Приветствуйте их по имени, чтобы почувствовать их настроение/темперамент, говорите им что-нибудь приятное (комплимент). Это устанавливает позитивный тон для урока или для учебного процесса.
3. «Соберите» внимание школьников перед началом урока. Убедитесь, что вы привлекли их внимание, прежде чем начать урок: это может быть коротенькая история из жизни, небольшая шутка, интересный случай.
4. Будьте конкретными. Часто шум и гам на уроке возникает из-за того, что ученики не совсем понимают, что конкретно от них хочет услышать учитель. Использование трудных для понимания терминов, неоднозначные пояснения, инструкции могут привести к недисциплинированности, шуму в классе. Постановка четких и точных инструкций, задач является одним из наиболее эффективных методов управления классом.
5. Будьте последовательными. Создание правил поведения и соблюдение их очень важно для поддержания дисциплины в классе. После того, как вместе с ребятами вы составите правила, договоритесь, при каких условиях и как именно они будут действовать. Будьте последовательны в своих действиях, сверяйтесь с договоренностями.
6. Добавляйте немного юмора. Юмор разрешает даже самые сложные ситуации. Веселая история может мгновенно ослабить напряжение между учителем и учениками в ходе урока. Тем не менее, не путайте юмор с сарказмом, если только вы не хотите испортить ваши отношения с детьми. Не смущайте и не унижайте своих учеников под именем юмора.
7. Демонстрируйте уважение. Если вы проявляете уважение, доверие, интерес и вежливость в повседневных отношениях со школьниками, они ответят вам тем же. Школьники быстро перенимают манеру поведения. Если вы заработаете авторитет в классе, ученики будут ценить каждый урок и контролировать свое поведение. Не забывайте хвалить, отмечать учеников, если они поддерживают дисциплину.
8. Используйте «тихое» вмешательство. Когда вы видите школьника, который плохо себя ведет, отвлекает других, сделайте замечание, но незаметно. Произнесите его имя в ходе объяснения материала, например: «В качестве примера, давайте измерим рост Саши в сантиметрах». Саша, который отвлекал своего соседа, услышав свое имя, вернется обратно на урок.
9. Управляйте грамотно временем. В своей книге «Ключевые элементы управления классом» Джойс Маклеод, Ян Фишер и Джинни Гувер объясняют, что дисциплина зависит от грамотного планирования времени на уроке. Проблемы с дисциплиной, как правило, возникают, когда ученики расслабляются, устают и теряют интерес. Чтобы держать их в тонусе, необходимо планировать все этапы урока, продумывать каждую минуту. Старайтесь делать уроки интерактивными. Чередуйте теоретический материал с практическими заданиями. Например, можно провести игру, разделить ребят на группы и дать им коллективное задание. Если урок будет активным и динамичным, у детей будет меньше времени на посторонние разговоры или действия.
10.Проводите параллели с жизнью. При объяснении тем урока проводите параллели, находите связи с современной жизнью. Чем больше вы будете уделять внимания практическому использованию новых знаний, тем больше шансов заполучить внимание детей.
11. Относитесь ко всем одинаково. Старайтесь относиться ко всем своим ученикам одинаково: не делите их на «любимчиков» и «не любимчиков». Дети достаточно умны, чтобы определить, нравятся ли они вам или нет. Следовательно, не делайте ваши предпочтения очевидными перед классом.
12.Начинайте каждый день заново. Это не означает, что вам каждый день необходимо придумывать новый план, как завладеть вниманием класса. Как бы ни сложился ваш день, какие бы отношения не сложились с классом в предыдущий день - каждый день с чистого листа, как будто ничего не было: ровный уверенный голос, приветливое лицо.
13.Привлекайте родителей. Родители играют огромную роль в успеваемости и поведении детей. В течение учебного года необходимо периодически связываться с родителями и сообщать не только о плохом поведении, но и об успехах их детей.

Сколько существует школа, столько существует и проблема с дисциплиной.
Волшебной таблетки, увы, нет.
Но есть твердое правило: дисциплина в классе начинается с самодисциплины учителя.
Если вы предъявляете строгие требования к себе, уверены в своих силах и значимости своего предмета — у вас все получится!

Культура речи педагога как, инструмент в решении коммуникативных задач

Умеем ли мы говорить? У одного педагога тихая речь, другой разговаривает очень громко, третий говорит медленно и скучно, у четвертого каждая фраза начинается с одного и того же слова… В результате обучающиеся начинают смеяться, обсуждать и удивляться поведению педагога.

Культура речи преподавателя является отражением индивидуальности профессионального поведения и части общей культуры человека. Культура речи учителя считается предметом гуманитарного общения культурного плана, в котором есть несколько взаимосвязанных понятий, в том числе «культуры», «культуры речи», «культурного человека», «культуры профессионального педагогического общения».

По мнению выдающихся педагогов прошлых лет Я. Корчака, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци и иных, а также педагогов-практиков современной школы, важной предпосылкой педагогического успеха является культура речевого общения, отточенное искусство человеческих контактов самого преподавателя. Рассмотрение культуры речевого поведения может быть осуществлено с точки зрения этики, речи и этико-речи. В.А. Сухомлинским было отмечено наличие взаимосвязи между культурой слова и нравственностью: «От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных чувств и моральных отношений – таков путь к гармонии знаний и нравственности».

Культура речи означает:

  • такой выбор и такую организацию языковых средств, с помощью которых в определенной ситуации и при соблюдении современных языковых норм, этики общения становится возможным добиться максимального эффекта в достижении поставленных коммуникативных задач;
  • навыки и умения, обеспечивающие правильность речевой деятельности, которая должна соответствовать общепринятым нормам, способность построения высказываний сообразно их целями, условиями общения и коммуникативной целесообразностью.