Профориентация: как выбрать будущую профессию и не прогадать
Как помочь ребенку с выбором профессии, и что важно учитывать:
Очень важно находить время для общения с ребенком «по душам», только так вы можете узнать о его мечтах, планах, интересах. При этом, конечно, важна ваша искренняя заинтересованность. При беседе постарайтесь не навязывать свое мнение, если советуете, то предлагайте несколько вариантов. А самое главное, не высмеивайте мечты ребенка, какими бы нереальными они ни были. Не обижайте его подобными реакциями, ведь это первый важный самостоятельный выбор в жизни ребенка. Позвольте ему быть уверенным в себе и доверять вам.
Детям очень важен опыт своих родителей. Расскажите, как вы выбирали профессию, чем при этом руководствовались, кто вам помог.
Если вас огорчает профессиональный выбор вашего ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте категорично, это приведет только к конфликту. Действуйте конструктивно:
- постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор,
- проанализируйте последствия этого решения (ближние (через 1-2 года) и дальние (через 5-10 лет), положительные и отрицательные).
- объясните ребенку, что ответственность за принятое решение будет на нем.
Если ребенок выбрал для себя какую-либо профессию, помогите ребенку проанализировать ситуацию по следующей схеме:
- его внутренние резервы (способности, знания по предметам),
- внутренние помехи (что есть в ребенке такого, что может помешать осуществлению мечты: состояние здоровья, недостаточные знания, личностные особенности)
- возможность преодоления этих помех: внешние благоприятные факторы (наличие поддержки в окружающем мире), внешние неблагоприятные факторы (наличие помех в окружающем мире).
Если старшеклассник не может определиться со своими планами, надо попытаться понять, с чем это связано. Если он только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть, и что необходимо успеть. Ребенок всегда выбирает только то, что знает, поэтому дайте ему как можно больше информации о различных профессиях, о его возможностях в жизни. Вероятно, для самоопределения ему не хватает именно этих знаний.
Многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия (позвонить, посетить школу или учебное заведение), и в этом помощь родителей может быть незаменима. Сходите с ним на день открытых дверей в разные образовательные учреждения, изучите имеющиеся у них образовательные направления.Обсуждая будущую профессию, не зацикливайтесь на одном варианте, рассматривайте разные, так как наличие альтернативы может снизить напряжение и тревогу у ребенка.
Современные юноши и девушки при выборе профессии ориентируются на следующие факторы:
- престижность профессии,
- качества личности, присущие представителям этой профессии,
- принципы и нормы отношений, характерные для данного профессионального круга.
Сейчас, видимо, одним из наиболее важных факторов становится материальный — возможность хорошо зарабатывать в будущем. Объясните, что это, конечно, важно, но если работа не приносит радости, то это сделает невыносимой жизнь. Предложите ребенку обратиться на консультацию к психологу и пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего, познать себя — свои личностные качества, способности, склонности.
Помните: самая главная ценность — здоровье и благополучие ребенка. А это возможно лишь тогда, когда требования, предъявляемые к ребенку, соответствуют его способностям.
Ваш ребенок должен иметь право на ошибку. Вместе, но не вместо. Главное для родителей — отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают, потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он будет не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.
❗Школа профессий❗
Как рассказать подросткам о профессии и помочь с выбором? Предлагаем познакомить их с людьми, которые каждый день выполняют эту работу!
В рамках бесплатного проекта по профориентации приглашаем педагогов и школьников пройти «Школу профессий» — первый нескучный лекторий о современной работе.
Участники «Школы профессий» узнают:
- ответы на самые актуальные вопросы по специфике профессий XXI века;
- какие «подводные камни» и лайфхаки существуют в выбранной профессии;
- какие навыки и компетенции необходимы в работе специалистов.
Открытый бесплатный курс подскажет вашим ученикам, как двигаться в правильном карьерном направлении.
Все участники получат именной сертификат «Школы профессий»
Рано или поздно каждый человек задается вопросами:
«Кем быть?», «Где учиться?», «Как выбрать профессию?»
Для успешного выбора профессии необходимо чётко знать свои интересы, желания и цели.
Работа должна приносить удовольствие и никакая мотивация со стороны в виде заработной платы или социального пакета не смогут изменить тот простой факт, что придётся ходить на работу как на каторгу и каждый день с нетерпением ожидать когда же, наконец, наступит пятница. Понятно, что с таким отношением достичь значительных высот в карьере вряд ли удастся и это будет стоить несоизмеримых с наградой физических и эмоциональных затрат.
В этом могут помочь тесты на профориентацию.
Вот несколько вопросов для размышления, ответив, на которые вы сможете понять, какая профессия вам подходит.
Вопрос №1: С чем или кем хотелось бы работать?
Возможные варианты ответов включают в себя:
- Человек – работа, связанная с взаимодействием с другими людьми, такими как: ученики, студенты, покупатели, клиенты, пациенты, зрители и т.д.
- Информация – поиск, обработка, изучение, структурирование и применение различной информации и языков: текст, формулы, языки программирования, иностранные языки, схемы, чертежи.
- Финансы – работа в сфере финансов, инвестирования, кредитования. Обычно связана с такими понятиями, как: деньги, кредиты, акции, лимиты, фонды, инкассация, бухгалтерское дело.
- Техника – взаимодействие с техникой или различными конструкциями. Управление, стройка, разработка и т.д. В качестве деятельности выступают: станки, механизмы, здания, приборы, машины.
- Искусство – творческие профессии, занимающиеся театром, литературой, музыкой, балетом, живописью, кино.
- Животные и растения – работа с животными любых видов (служебные, дикие, домашние, промысловые) и растениями (декоративными, дикорастущими, сельскохозяйственными)
- Изделия и продукты – изготовление любых видов готовой продукции: изделия из металла, ткани, дерева, камня, предметы обихода, лекарства и множество других.
- Природные ресурсы – поиск, разработка, защита, эксплуатация и добыча всех видов природных ресурсов, таких как полезные ископаемые, леса, реки, водоёмы, горы, земли, месторождения.
Вопрос №2: Как хочется работать?
- Управление – руководство деятельностью других людей, принятие ответственных и самостоятельных решений, добиваться выполнения поставленных задач.
- Обслуживание – удовлетворение потребностей других людей в самых разных сферах. Продажа, ремонт, лечение, разработка и т.д.
- Обучение и воспитание – занятия образовательной деятельностью, формированием и развитием личности, дрессировкой.
- Производство и добыча – эксплуатация ресурсов и изготовление конечной продукции. Большой выбор направлений, начиная от операторов станков и геологов до программистов и дизайнеров.
- Конструирование – проектирование и создание новых или переосмысление в лучшую сторону старых объектов и деталей.
- Исследование – различные виды научных и прикладных исследований различных видов и направленностей.
- Защита – охрана от враждебных действий (физическая, юридическая), лечение болезней людей и животных.
- Контроль и оценка – проверка и наблюдение за деятельностью других профессий любой направленности.
Честно ответив самому себе на эти вопросы, можно определить профессии, которые могут оказаться интересными для вас.